Serge Bobrovsky (sbobrovsky) wrote,
Serge Bobrovsky
sbobrovsky

Антикризисное

Как развивается кризис, хорошо знают любители всевозможных стратегических игр. Построен большой город, куча зданий, мощная армия, производство организовано -- и тут начинает проявляться периодичность в бюджетных суммах, то много, то мало. Почему это так, несложно смоделировать и объяснить, дело не в этом. Если на волне спада на счету окажется ноль, далее начнутся сбои по всей системе, и постепенно она пойдет вразнос вся.
В такой ситуации вкладываться в производство (чем сейчас занимаются практически все) убийственно -- это просто убыстрит общую рассогласовку. Причина ведь не в недо-, а в пере-производстве, и неспособности потребителей потребить. Если конечно вложить очень много, то можно компенсировать и крупные колебания, но это уж как повезет. Можно выпустить необеспеченные бумажки-облигации (реально денег ноль, но мы как бы "хакаем" себе доп.мани, пытаясь "проскочить" ноль). Проблема с ними в том, что они остаются в обороте, провоцируя инфляцию и очередное вымывание денег из оборота. Здесь важный показатель -- темп роста реальных долгов (сколь сильно ушли в минус). Но его открыто никто не говорит :)
Наоборот, правильно так: производство морозим, а деньги, едва они появились, направляем конечным покупателям, дабы они понесли деньги в магазины, те их - в банк, банк - производству, и постепенно старая схема заработает вновь -- но сначала на небольших оборотах.
Почему в реальном мире производство не свертывается, понятно -- это проблема социальная. Но в играх типа "Цивилизации" можно партию переиграть, а вот в реале альтернатив нету. В плохой ситуации отыграть обратно практически невозможно, более сильные очень быстро скушают.
Утешает, что ситуация плохая практически у всех за игровой доской, и пока не до нападений на соседей. Кроме того, уже есть мощный альтернативный и всем открытый виртуальный мир, где все гораздо лучше. Во многих проектах по эффективности и темпам роста не найти аналогов материалистического производства. В тех же WoW и Everquest, где населения побольше, чем во многих земных странах, кризиса никакого нету, экономика сбалансирована, управляется успешно и эффективно растет (потому что коррупции нету в принципе, а дураков, рвущихся к власти, не пиарят, а безжалостно банят :). Ее даже хотят брать за основу рецептов спасения мира ))
Tags: виртуальные миры, кризис
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments