Serge Bobrovsky (sbobrovsky) wrote,
Serge Bobrovsky
sbobrovsky

про обучающую уточку и end-of-history illusion

Есть такая интересная иллюзия конца истории https://geektimes.ru/post/283930/ когда люди считают, что раньше они развивались , а дальше этот процесс будет медленнее.
Например, 30-летний чел полагает, что в его жизни в период 20-30 лет произошло много ярких событий в плане саморазвития, а вот дальше всё будет гораздо медленнее, если будет вообще. Что самое интересное, что так же думают и 40-летние например про периоды 30-40 и 40-50, и 60-летние итд итп :)

Связано это с врождённым экзистенциальным страхом, встреча с которым старательно подавляется непрерывным "потоком дел"



и внутренним сопротивлением реальным изменениям. Если же честно посмотреть в своё прошлое -- три года назад, два года, даже полгода -- то можно ли сказать, что сейчас я чувствую себя лучше чем тогда? моя жизнь стала лучше, чем тогда -- или всё же нет?


Я сторонник феноменологической концепции, когда мы фиксируем внешне зависимые события нашей жизни -- типа, "если я пью по утрам кофе, то во второй половине дня в 90% случаев будет солнечно" :-)
Это очевидно имеет весьма слабое отношение к реальности, однако, нас интересует исключительно феноменология. Так, если исходное кофе-правило в конкретной жизни работает точнее, чем научный метеопрогноз, то, очевидно, лучше руководствоваться именно им:)



Условно говоря, если после выполнения некоей посл-ти ритуалов человек например
а) начинает надолго чувствовать себя лучше/энергичнее
или
б) совершает квантовый скачок в понимании программирования, который обычным "рациональным" способом обучения потребовал бы полгода напряженных занятий
или
в) покупает лотерейный билет который внезапно выигрывает в лотерею
итд
то, почему бы и нет? Как известно, "не бывает хороших программистов без обсессивно-компульсивного расстройства" :-)
Можно конечно отнести ОКР к побочному эффекту неправильного обучения программированию (на самом деле, так и есть).



Проблема в том, что никто не умеет обучать правильно рациональным способом. Классические курсы невероятно медлительны. Я не знаю почему, но метафорически обучать самым что ни на есть рациональным вещам получается гораздо лучше.



Моя версия, почему феноменологический подход работает в большем кол-ве случаев, нежели прогнозирует статистика -- мы начинаем осознанно взаимодействовать с коллективным бессознательным. Возможно, именно поэтому тибетские гуру так настаивают на непрерывной доброжелательной открытости миру.

Ну и в целом, весь этот проектик который я задумал -- это исключительно про правильное экологичное обучение чему угодно. Точнее, про мета-обучение -- обучение тому, как быстро обучаться каким-то важным для человека вещам.
Быстро -- это именно быстро (минуты/часы) а не недели/месяцы, или пресловутые 10,000 часов.



Когда человек страдает от некоторой проблемы и говорит "я не знаю как ..." -- вопрос исключительно в том, как ему быстро и надолго пере/об-учить нейронные сети своего мозга соответствующим эффективным поведенческим микро-тактикам и мини-стратегиям, дабы перестать испытывать дискомфорт, и достигнуть цели естественным путём, без насилия.

Про метасистемные переходы в процессе развития мышления, происходящие в мозгу в процессе обучения, в книге "Феномен науки" писал, в частности, русский бодхисаттва Владимир Турчин, математик, автор Рефала (круче Хаскеля))).

Негативным вещам мозг обучается за десятые доли секунды (вопрос выживания, как избегать опасные ситуации), а вот позитивным навыкам требуются месяцы учёбы классическими подходами. Потому что человеки учатся по сути "принудительно" -- не умея учиться правильно.



А Тренажёр -- это будет, типа, обучающая уточка удочка:) -- обучающая любому обучению быстро и навсегда.
И останется ещё формализовать, как я сам придумываю инженерные конструкции обучения обучению -- чтобы получился законченный цикл обучения обучению обучению.

*

Никогда ранее не переводившийся кусочек из ЧТР "Миф свободы":

Умный и весьма эмоциональный молодой человек, недовольный сутолокой и суетой города и навязчивыми друзьями и родственниками, решил их покинуть. Он отправился прочь пешком и вскоре обнаружил, что проходит весьма приятные долины и леса. Он нашел одинокое и спокойное место и решил там поселиться. Он наслаждался видом диких животных, свободно бродивших по округе, и стаями птиц.

Когда ширится лунный свет покоя и уединения,
Дикие животные бродят свободно и безобидно.
Полевые цветы и деревья очаровательны,
Запахи трав всепроникающи.
Кто не хотел бы наслаждаться таким уединением, достойным похвалы Брахмы?

Иногда молодой человек, живущий в одиночестве, полон радости, а иногда он боится. Иногда он думает о городе и годах, проведенных с родственниками и друзьями. Иногда он чувствует себя некомфортно в горных пещерах, и опасается, что дикие животные нападут на него. У него достаточно продовольствия, но тем не менее он постоянно чувствует страх истощения. Он слишком долго смотрел на восхитительный пейзаж, и теперь тот кажется раздражающе монотонным. Чувственная песня птиц превращается в пародию. Он не может спать по ночам, поэтому он чувствует себя очень уставшим в течение дня, и граница между бодрствованием и сном становится нечёткой. В целом, он постоянно страдает от паранойи и мечтаний и не знает, что делать. Он заключен в тюрьму своих собственных прогнозов.

Внешняя проекция добра и зла пуста,
Внутренняя фиксация надежды и страха заключает в тюрьму.
Истина и ложь сражаются.
Простодушный ребенок ранен стрелой замешательства.

Иногда он думает о возвращении в город, а иногда -- о том, чтобы спрятаться в ближайшей деревне. Он просто хочет покинуть пустынную область. Наконец, он берёт свои вещи в охапку и возвращается в город. Он встречает своих друзей и родственников, но страх, который он испытывал в своем пустынном ретрите, продолжает преследовать его. Иногда он видит своих друзей и родственников словно танцующих иллюзорных дев, а иногда и как угрожающую армию. В разгар такой неопределенности он хочет найти друга, с которым можно было бы обсудить всё это. Но он не знает, как найти друга, который не будет иллюзией. Поэтому молодой человек пытается найти границу между иллюзией и реальностью.

Когда бесконечный иллюзорный сюжет становится всепроникающим,
Раскрывается глупость безграничной двуличности ума.
Убегая от друзей, вы находите призрачных друзей.
Друзья, проявляющиеся как враги -- это природа иллюзии;
Проецируя свою двуличность на других, вы теряете свою собственную почву.
Друг, который не будет иллюзорной проекцией, найдётся в себе самом.


Tags: self-development, обучающая уточка, обучение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments