Serge Bobrovsky (sbobrovsky) wrote,
Serge Bobrovsky
sbobrovsky

Сила покоится на том, какого вида знанием ты владеешь.

"Плохая новость заключается в том, что наши убеждения по поводу многих важных аспектов окружающего мира часто являются в корне неправильными, и способ, которым мы приобретаем эти убеждения, обычно сам по себе является ошибочным по своей сути." (с) Ричард Нисбет



Добро пожаловать в безжалостную реальность, в которой не работают силы воли и мотивации, радужные планы не сбываются, всем пофиг и друг на друга наплевать.



Провёл очередную итерацию по изучению нынешнего состояния темы "саморазвития", в основном по выходящим по теме книгам-бестселлерам.
Практически 100% мэйнстрима эксплуатируют только одну нишу: на практике бесполезны, но красиво заманивают надеждой -- самым сильным наркотиком. Такие книги даже просто прочитать внимательно и понять обычно сложно, куда уж регулярно применять "21 метод повышения личной эффективности".



Вот например система Н. (не упоминаю только потому, что в самом начале это была реально полезная книженция, а в итоге превратилась в доморощенный лайфспринг).
"357 человек стали долларовыми миллионерами"
"6 человек стали долларовыми миллиардерами"

Хорошо цифры подобраны -- 3 5 7 :)
Комплексно же совершенствовать предлагается, чего мелочиться, аж 495 граней личности!
Шлифовка каждой грани стоит 10,000 рублей)))

По честному же, без разводов, развиваться имеет смысл по двум направлениям:

1) обучаться совершенно конкретным, специализированным навыкам, прогресс в которых можно достаточно объективно измерить, например:
-- программирование в некотором стиле (императивное/функциональное/...),
-- производственное общение в рамках профильной онтологии,
-- домашнее общение с родителями/ супругой/ом /детьми,
-- езда на веле
итд итп.
На любые такие темы написано множество неплохих учебных курсов, можно без проблем подобрать наиболее себе подходящий.

2) развивать убеждения. Правильные глубинные убеждения эээ формируют карму -- всё наше бессознательное поведение на протяжении всей жизни выстраивается в зависимости от них. Ну а если они не сформированы сознательно, следовательно, сформировались случайно/неосознанно, и представляют собой кучу мусора, по большому счёту, формирующую такое же мусорное поведение.

Начнём с п.1. Как эффективнее развивать интересующие навыки/умения?

Я всё больше сомневаюсь в том, что навыки даже слегка абстрактных тренингов/учебных курсов хоть немного переносятся на реальные умения. Вот например классическое враньё:
"Всем известно о безграничных способностях нашего мозга, но увы, мы используем только самую малость. Эта книга сулит простому смертному овладеть безграничными возможностями -- легкостью в решении сверхсложных задач, способностью удерживать в памяти безграничные тексты и цифры".
Решают сверхсложные задачи, а даже одну фразу не сумели грамотно сформулировать:)

Да и нафиг надо удерживать в памяти безграничные тексты ?? К зарплате за это даже 100 рублей никто не прибавит.

Помнится, британские учоные изучили, что даже в школьной геометрии способности к решению задачек на окружности и на прямоугольники друг с другом никак не коррелируют (активируются разные нейронные сетки в мозгу). При том, что, с другой стороны, практически любую задачку "на логику", в частности, весь школьный курс алгебры/геометрии, программы научились решать ещё в 1970-е годы -- то есть тут существует единый и довольно простой мета-механизм рассуждений.

76-летний профессор психологии Ричард Нисбет, прославившийся ещё в 1977 году своей тру-буддийской статьёй "Telling more than we can know: Verbal reports on mental processes", утверждает, что

"многие мыслительные процессы, отвечающие за преференции и эмоции, недоступны для сознания индивида. Путём самоанализа индивид может понять лишь "что он думает о том, как он думает", но не то, как он мыслит в действительности".



Он совершенно справедливо отмечает, что "Ваш уровень IQ может быть очень высоким, но он не поможет вам в большинстве простых жизненных ситуаций" (когда выигрывают, как говорилось тут, оптимизированные для выживания в конкретной среде особи, а отнюдь не универсальные существа с развитым интеллектом и реалистичным восприятием).

Сознание на самом деле не взаимодействует с физичесим миром опосредованно -- это бессознательное формирует такую иллюзию "взаимодействия с реальностью". Как, впрочем и иллюзию в отношении якобы существующего "внутреннего мира".



В европейских институтах часто спрашивают "Почему?", а в японских такой вопрос вообще крайне редок. Вместо него спрашивают "Каким образом?". Американо-европейская школа рационального мышления, которую инициировал Жан Пиаже, полагавший, что основой мышления будет классическая логика высказываний, присущая нашему мозгу as is, доведена сегодня до предела, наверное, усилиями Элиезера Юдковского (байесианские рассуждения, "Гарри Поттер и методы рационального мышления").


Однако в конце XX-го века в психологии возникла т.н. теория постформальных операций, предполагающая не единственный верный вариант действий, а наличие под рукой множества правдоподобных и эффективных схем решений. Математически говоря,:) система формальных операций, по Пиаже -- конечно сама по себе очень мощная, но кроме нее существует бесконечное количество иных абстрактных схем рассуждений (внешне подчас весьма нелогичных), которые можно оптимизированно подбирать под каждую ситуацию.



Этот подход восточно-диалектический, а не западно-логический. Главная проблема формального подхода -- мы отделяем форму от содержания, не учитываем контекст. По этой причине японцы интуитивно/вежливо умеют разрешать повседневные конфликтные ситуации, обучаясь этому в социуме с детства (так как в маленькой стране это вопрос выживания). Но при этом они довольно слабо овладевают научным мышлением.

Промежуточное резюме: западные школы правильного мышления обучают научному подходу, который полезен в рациональных видах деятельности, но не особо помогает в социальных взаимодействиях. На Востоке наоборот, развито диалектическое отношение к повседневной жизни, которое слабо эффективно по критерию вариативности и технологичности.



П.2 (убеждения).
Буддизм как раз работает напрямую с убеждениями, поэтому способы решения повседневных проблем в нём не слишком приветствуются. Условно говоря, когда ты поймёшь, что любая проблема -- это иллюзия, просто тобой выдуманная на пустом месте, их больше никогда не будет. Есть просто поток жизненных ситуаций, в которых всегда действует одна и та же энергия (Сила), и которые содержат оптимальный/экологичный вариант развития в себе самих.

Главная задача буддизма -- как без малейшей агрессии/насилия сделать счастливыми всех живых существ, в просторечии означающая, как счастливо жить свою жизнь, абсолютно не завися от событий окружающей среды, сколь бы неприятными или приятными они ни были. Методы этого в буддизме давно известны (через изменение убеждений в направлении недвойственного восприятия), но к сожалению, ужасающе медленны:) Растягиваются на всю жизнь, да и не одну, и требуют существенного времени для дисциплины медитаций.



Месседж))) этого поста в том, что, вот есть совершенно конкретная и субъективно хорошо измеряемая цель
"Как быстро обучиться быть вечно счастливым независимо ни от чего (не испортив при этом свою карму)".
И есть некие, успешно проверенные тысячелетиями практики, механизмы её достижения.
У этих механизмов два главных минуса:
-- они очень медленны, а самые мощные и быстрые из них довольно специфичны и хорошо реализуемы лишь в религиозном контексте (нужен, в частности, живой гуру, который хранит линию преемственности/передачи и транслирует её единичным наследникам в основном невербально);
-- они применимы лишь к повседневной жизни. Тысячи лет только она и была актуальна (сей, паши да крути коровам хвосты:) -- учиться ничему особо не надо было. Однако сегодня и инженерно-техническая, и культурная деятельности благодаря интернету стали столь влиятельными, что просто обучить вечному счастью всех живых существ мало.

Ну будут все, как индийцы, тысячами лежать в рубище вдоль дорог в полной нищете, но при этом быть реально щасливыми. А мимо будут ездить в ламборджинях жулики-невротики, и тешить своё ЧСВ :)



У счастья много градаций, и нерушимо сохранять счастливое состояние духа -- это лишь самая первая (из 52) стадия современного бодхисаттвы.

Вторая стадия -- как быстро обучаться любому виду современной компьютерно-инженерной деятельности и применять её на благо всех человеков и котиков. Но эта вторая стадия будет сильно неэффективной без предыдущей (бесконечного сострадания ко всем живым существам). Многие известные благодетели помогали человечеству, однако потом биографы откапывали у них в шкафах кучи скелетов, поэтому вторичные/побочные эффекты от их деятельности совсем не однозначны.

Я в свое время, вдумчиво:) прочитал где-то около тысячи книг по психологии, и могу с уверенностью заявить, что то, что происходит в нынешнем десятилетии в плане мощности зарождающихся нейронаук, которые можно применить к вышесказанному, не имеет никаких аналогов в прошлом.
Фрейд, Юнг, Адлер, это всё уже детский лепет.



Поэтому, создаваемый мной Тренажёр -- это обучение качественно новым научным подходам к организации своего мышления, которые разрабатывают структуры, официально признанные мировым научным сообществом -- исключительно на научной основе.
Этих подходов не так много на сегодня, может пара десятков максимум. Одни из этих подходов довольно быстро устаревают, так как технологии сегодня развиваются экспоненциально, а еще более мощные появляются часто и внезапно.
В Тренажёре будет поддерживаться актуальный список этих подходов (концепции и правила применения)
+ наборы тренировочных упражнений, дабы быстро обучиться этим подходам и превратить их в бессознательные компетенции.



Ричард Нисбет сказал по этому поводу так:
"Наши убеждения зачастую глубоко ошибочны, мы переоцениваем свою способность приобретать знания, которые точно характеризуют окружающий мир, и наши поступки часто не соответствуют нашим интересам и интересам людей, которых мы любим. Но вы и так знали, что совершаете ошибки, еще до того, как прочли эту книгу. Теперь же вы знаете намного больше о том, что приводит к вашим ошибкам и как их можно компенсировать...
Вы начнете автоматически применять концепции и правила, о которых вы прочитали, даже не осознавая, что применяете их. Со временем это будет происходить всё чаще..."


Единственный недостаток этого принципа в том, что сама книга Нисбета "Мозгоускорители" уже заметно устарела:)

А серьёзные работы по этой теме переводятся сегодня на русский очень слабо... А ведь в нейронауке как междисциплинарной области сейчас объединяется около 20 дисциплин, от нейробиологии и нейропсихологии до нейроинженерии и нейрокоммуникаций.

Тренажёр позволит развивать модель счастья (счастья жить и счастья творить) в актуальном режиме, с учётом самых последних достижений вот этих всех нейронаук.

О концепции Тренажёра я подробно расскажу завтра.

Tags: self-development, буддизм, всем добра, мышление, нейронауки, сказки о силе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments