Serge Bobrovsky (sbobrovsky) wrote,
Serge Bobrovsky
sbobrovsky

циничный привкус, богемная вязь и беспросветный гламур

В сравнении с тем, что было лет 30-40 назад, сегодняшняя жизнь стала существенно комфортнее -- прежде всего потому, что всем откровенно пофиг, чем человеки занимаются. Не хочешь работать, не работай, смотри круглые сутки котиков да меняй секс-партнёрш хоть каждый день, + виртуальных развлечений океан.
А уж если повезло от бабушки получить вторую квартиру которую можно сдавать, то считай что жизнь вообще уже сразу удалась полностью.




У очень многих людей в итоге так жизнь обычно и складывается -- на троечку с плюсом (без унаследованной квартиры)/четвёрочку с минусом (с унаследованной).
Классика по Фрейду -- жизнь вроде как не может быть счастливой, но в ней можно более-менее удовлетворительно устроиться. Худо-бедно платят средненькую зарплату, хватает на кроссовки и китайские гаджеты; отношения ни рыба ни мясо но вроде часто не ругаемся; симптомы почти любых болячек можно до терпимого уровня задавить таблетками; etc

И вот на таком фоне "щасливой" жизни у человека возникает, по Маслоу:) тяга к росту над собой, к эээ "духовному саморазвитию". Любой человек в принципе понимает, что проблема некоей, экзистенциальной глобальной бедолажности существует, но текущие жизненные проблемки можно таки худо-бедно подлатывать, пока удаётся реализовывать свои желания регулярного получения доз удовольствий.
"Духовное саморазвитие" тут -- это очередная форма погони за кайфом. "А что хорошего я получу от медитации?"

Изредка на таком "духовном пути" может встретиться реальный мастер, или сложится безжалостная чрезвычайная ситуация, которая сорвёт все невротические защиты, и человек почувствует чистое и честное отчаяние. Но пройдёт немного времени, боль прямого контакта с реальностью затихнет, проблемки как-то решатся, и человек снова расслабляется. Однако опыт безнадёжности бессознательно толкает на поиск более эффективной духовной больнички-убежища, чтобы в следующий раз, когда величественная реальность вновь обратит на нас внимание, боль обнажённости не была бы столь сильной.
И начинается очередная погоня за новомодными "духовными" трендами, которые тем иллюзорнее и обманчивее, чем больше в них обещают безопасности.

Поэтому в буддизме например ньюб, попавший в монастырь, напоминает больного, очутившегося в реанимации. Те практики, которые ему даются в начале, совершенно не направлены на достижение "душевного комфорта". Если человек попал в тяжёлую катастрофу и его привезли на Скорой, тут уж не до условных удобств. Ньюб, условно говоря, ранее крепко влип в безнадёжную и хаотическую ситуацию, в которой ему невозможно разобраться и из которой невозможно выпутаться. Поэтому нет времени выбирать между духовными увлечениями и философскими рассуждениями. Человек застрял, нужно срочное базовое лечение -- человек отчаянно нуждается в помощи, потому что его боль невыносима.
Поэтому и практики эээ первых левелов:) нацелены только на экстренную помощь в освобождении.

Вот далее, когда человека выписывают из реанимации в общую палату, он уже учится духовному достоинству -- например, пониманию, что все его неврозы и боль не считаются чем-то дурным. Да и добродетели не будут чем-то хорошим.
Но такое развитие тёплого доверия, сострадания, ненасилия к себе и другим -- это уже совсем другая клиническая история.
Tags: self, self-development, буддизм, саморазвитие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments