Serge Bobrovsky (sbobrovsky) wrote,
Serge Bobrovsky
sbobrovsky

Про сертификацию железнодорожных диверсантов

Пешка Сафонтьево-Троицкая перенеслась на 28 ноября, решил сегодня прогуляться тридцатник с ребятами Радищево - Манихино. Был вежливо послан -- оказывается, надо сотни метров идти вброд по болотам и лужам, без сапогов бессмысленно, а я в трековых ботинках. Правда, пригласили отметить НГ в лесу :)
В итоге прогулялся по местным лесам до Крюково, на эльку до Левобережной, там на маршрутке в Долгопрудный, и прошелся повторно вдоль берега канала, где гулял буквально пару дней назад, 25 км в итоге.
Забавно как все выглядит, контрастно -- тогда зелено и сухо, сегодня бело и сыро.
Фотки потом выложу (хотя они, понятно, и нафиг никому не интересны:).

Утром спешил-спешил на эльку в Ховрино, а там поезда ходят с опозданием на полчаса. Оказывается, ночью два вагона электрички сошли с рельсов -- под ними стрелка перевелась. По сообщению Московского Межрегионального следственного управления на транспорте, это "могло произойти из-за неосторожности персонала либо самопроизвольно -- из-за сбоя системы управления".


Я учился в институте как раз на эту специальность (автоматика на ж/д), и три года именно этим и занимался -- телеуправление стрелками и прочая фигня (привет, Андроновка и депо Лихоборы). Понятно, что все аналогово-релейное, но там куча страховочных подсистем, проверенная десятилетиями устойчивой работы, невозможно, например, с пульта дежурного отдать команду стрелке перевестись под движущимся поездом (точнее, отдать возможно, но она не выполнится -- она не может выполниться физически, потому что контакты соответствующего реле разомкнуты). Может, в последние годы какие-нибудь чуть более продвинутые системы установлены, но точно не цифровые, это организационно-внедренческая сложность реально офигительная. Не по нынешним временам.
А уж тем более самопроизвольное срабатывание, полный абсурд. Реле самопроизвольно переключается... Может быть, да, но только если за ним не ухаживать с периодичностью, прописанной в технормативах.

Причина, на мой взгляд, однозначна -- это нарушение техпроцесса обслуживания устройств телемеханики (но никак не "по неосторожности", а из-за откровенного быдлораздолбайства; самолет можно "неосторожно" посадить?). Пошел снег, все сыро, где-то законтачило (классическая причина -- потеря шунта на рельсовой цепи). У дежурного по станции табло показало, что участок освободился (ведь сошли самые последние вагоны), он и задал новый маршрут, в который эта "свободная" стрелка входила. А реально какая-нибудь кабельная муфта намокла, релейный шкаф затопило итд.
Эти техпроцессы, с одной стороны, тяжелы (работа в любую погоду, переработки, ответственность, опасность), с другой стороны, чтобы понимать релейные схемы взаимосвязей "пульт диспетчера -- стрелки и светофоры" (а на каждой станции раскладки свои), нужно развитое инженерное мышление (недаром в институте учат этому пять лет). Отдаленно напоминает программирование сложного кода на улице в снег и под дождем, в сапогах и грязном тельнике, под ругань начальников и в дикой спешке, поезда стоят-гудят, и под ответственность за жизни сотен людей.

Работают же на этих должностях (электромеханик СЦБ) даже в Москве повсеместно гастарбайтеры (в советское время -- 99,9% по лимиту). Увы, не потому, что они хорошие инженеры, а потому, что на грязную работу за копейки другие идти не хотят, а кому-то ее делать надо. Поэтому примитивные операции техобслуживания они выполняют, а как что чуть-чуть посложнее, наверняка делают с погрешностями, превышающими допустимые пороги. Например, бывали случаи, когда телемеханика крупной станции на месяц-другой оставалась вообще без техобслуживания (всех бросали на авральные работы типа открытия ж/д моста). Какое-то время она работала нормально, а вот потом начинались типично программные баги -- не работает одно (например, стрелка на пульте оператора начинает периодически подмаргивать "сбой"), а причина по длинной цепочке тянется (сама стрелка, контакты разные, релюшки в поле, на станции, в пульте оператора, кабели, да куча всего), и чтобы ее найти, в голове надо держать работающую модель всех теле-процессов станции.

А можно, увы, и закамуфлировать проблему так, что у дежурного все будет ок, а реально подсистема не работает. Условно говоря, закоротить пару проводов (в этом плане, кстати, инфраструктура ж/д крайне ненадежна и небезопасна -- в стрелочный ящик может любой влезть), вместо того, чтобы разбираться в причине, и стрелка всегда будет в "прекрасном" состоянии -- в таком прекрасном, что в конце концов при определенном стечении обстоятельств переведется под поездом. В 1989-м например точно так же вагоны поезда сошли из-за перевода под ними стрелки, потому что раздолбай-электромеханик установил временные перемычки на контактах 41-42 путевых реле ДСШ-13А стрелочных секций, "что привело к возбуждению основного повторителя 3-9 СП типа НМШ1-1800 и появлению ложной свободности стрелочного участка". Да просто гайки с муфты шибера можно открутить.

Решалось это раньше организационно -- абы кого в электромеханики не брали, начальники сурово бдили, пистоны вставлялись по максимуму, транспортная милиция круглосуточно гоняла случайный люд со станционных путей, итд.
А сейчас гастарбайтеры на жд -- это как пресловутые тайные входы цру в Windows и недавно обнаруженные аппаратные закладки в процессорах AMD.
По команде извне дружно скрутят гайки со стрелочных рабочих тяг по всей России.

Решается эта проблема двумя способами:
-- перевод всего телехозяйства на цифру, когда в частности каждая стрелка контролируется несколькими микродатчиками, и не переведется под поездом в принципе (но это пока совсем нереально, оч.сложно, не найти людей для этого, нужна дорогая электроника повышенной надежности итд; проект на десятилетия и десятки миллиардов долларов);
-- организовать независимую регулярную сертификацию железнодорожников, имеющих прямое отношение к безопасности движения. Сертификация должна проводиться структурой, от МПС совершенно независимой.

Ну, это все в теории, конечно, это же надо делать, преодолевая ведомственное сопротивление.
А на практике, спишут на самопроизвольный сбой системы управления. Ну или бухарика какого-нибудь найдут (стрелочника :-), только бы представить этот сбой так, чтобы он не показался таким, какой есть на самом деле -- системным.


Tags: сложность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments